Современное обучение — в ногу с современным производством!

  • Проектирование
    Проектирование

    Так выглядит самолет на стадии проектирования.

  • Сборка и испытания
    Сборка и испытания

    Воплощение идей и разработок многочисленной команды в жизнь.

  • Изготовление
    Изготовление

    на самом современном оборудовании.

  • Такие самолетики...
    Такие самолетики...

    ...летают, благодаря нам!

Вернуться на главную

Анатолий Гостев: «Мне важно понять любит ли учитель детей и свою профессию, все другие мотивы в педагогике второстепенны»


Теги: дети - школы - учителя - первый - образование - время
Изменить размер шрифта Увеличить размер шрифта Уменьшить размер шрифта Анатолий Гостев,
народный учитель РФ, доктор педагогических наук, директор школы-лицея 11:

Профессию Анатолий Гостев выбрал в первом классе и мечте своей не изменил. Главным качеством школьного учителя и в семь лет, и сегодня считает любовь к детям. Именно любовь стала ориентиром для создания многопрофильного лицея 11 в Челябинске. Как оценивает народный учитель России современные образовательные стандарты? Каким должен быть кабинет директора школы? Что можно найти в законе об образовании, если прочитать его раз пятнадцать? Об этом и многом другом мы говорили с директором и основателем лицея 11 Анатолием Гостевым.

Отцы и дети нового века

Анатолий Германович, как вы относитесь к сегодняшним советам психологов отдавать детей в школу, которая во дворе дома или через дорогу?

Время настало такое, что детей приходится караулить. Это правда. Нет на душе у мам и пап покоя, какой был у наших родителей. Мы могли одни гулять во дворе, на горке кататься, на речку сходить... и спокойно возвращались домой.

А сейчас ребенка всюду надо за руку водить. Возможность на машине возить ребенка в выбранную родителями школу есть не у всех, да и ребенок часто в семье не один, поэтому согласен с психологами. Выпустил утром ребенка, посмотрел, что он добежал до школьных дверей и спокоен весь день.

Вы наблюдаете уже не первое поколение родителей, как меняется их отношение к проблемам воспитания детей?

Современные родители очень заинтересованы во всестороннем развитии своих детей. Большинство изыскивают возможности возить детей в секции различные, во Дворец пионеров и школьников имени Крупской, на различные дополнительные занятия. Уже лет пять отмечаю, что растет у родителей стремление дать детям прочное образование. В конце прошлого века, когда в стране происходили глобальные перемены, когда многие открывали свой бизнес, некогда родителям было серьезно заниматься детьми, такого пристального внимания к вопросу образования детей я не замечал. А сегодня мамы и папы часто обращаются за рекомендациями к учителям, ко мне, стремятся взаимодействовать со службой сопровождения: медиками, психологами.

Думаю, такое происходит не только в нашем учебном заведении. Надеюсь, что такое время наступило для всех.

Меняются ли сами дети?

Дети сегодня более уверены в себе, они смело отстаивают свою точку зрения, у них есть свое мнение по любому поводу, убеждения свои. И они не стесняются рекламировать свои способности, легче знакомятся друг с другом, более самостоятельны. С такими детьми очень интересно работать.

Правильное прочтение закона

Скажите, вы принимаете в свой лицей детей из микрорайона?

Конечно. 30 марта я вывесил в вестибюле положение о приеме детей в первый класс, есть живая очередь приходите, подавайте заявления секретарю. Жаль, что мы нынче набираем только один первый класс, нет площадей.

Но берете детей подготовленных пишущих, читающих, много знающих?

Сегодня все дети к первому классу умеют читать и писать, опять же потому, что вырос интерес родителей. Сегодня у многих высшее образование и родители хотят, чтобы их ребенок развивался с раннего возраста. Никто их не заставляет это делать, это их инициатива редко кто не отдает ребенка в пять-шесть лет в школу английского языка, в различные центры по подготовке к школе, которых много в Челябинске сегодня. Семь лет тому назад, когда страна перешла на обучение по программе «Один-четыре», я, как послушный директор, тоже сделал это. И к концу первого класса мы пришли в ужас: никакого прогресса у первоклассников не было! Почему? Да потому, что неинтересно им было начинать с букваря, когда они уже читали 50-60 слов в минуту.

И вы отказались от программы?

Обратился в министерство образования области, но ответа положительного на свои предложения не получил. Поскольку часто бываю в Москве, с этой же просьбой пошел в министерство образования России тот же результат. Задумался, ведь какой-то выход всегда должен быть. Открыл закон об образовании и проштудировал его на несколько раз. Нашел! Законом об образовании предусмотрено семейное обучение.

То есть дети, которые уже умеют читать и писать, прошли такое семейное обучение. Мы так теперь и оформляем документально, и сразу принимаем детей во второй класс. В результате они все очень успешны. Кстати, и научные исследования подтверждают, что ребенок хорошо развивается только тогда, когда ему дается серьезная нагрузка, чтобы он весь урок был занят.

Главный школьный мотив

Насколько важен в общеобразовательной школе психолог?

Это не дань моде сегодня. В обществе произошли серьезные изменения, которые повлияли в том числе и на уклад семьи. Очень много неполных семей сегодня. Третий год мы проводим семинар, посвященный проблемам семьи, взаимоотношениям родителей и детей, и поняли, что нужда в этом есть. Недавно я общался с нашими психологами, и они также отметили, что чаще стали к ним обращаться родители за всевозможными консультациями.

А вот проблем во взаимоотношениях учеников и учителей в нашей школе практически нет.

Как удалось решить эту проблему?

Подбором педагогических кадров. Я не хвалюсь, но сегодня у нас детям комфортно учиться, потому что коллектив педагогов тщательно подобран. Наши педагоги корректны и с учениками, и с родителями. Коллектив наш формировался посредством конкурса. Площадка изначально была экспериментальной, со временем мы собирались выйти на статус лицея, и потому конкурс был оправдан.

В конкурсной комиссии были и предметники, и психолог, я сам с каждым учителем проводил собеседование. Учителя приходили на конкурс со своими наработками, но мне было важно понять любят ли они детей и любят ли свою профессию? Все другие мотивы в педагогике второстепенны. 15 лет я работал в районо Советского района и знал почти всех педагогов. И в ком я был уверен, тех приглашал в свою школу.

Директора других школ на вас не обижались?

Может быть, но виду никто не показал.

Чем вы завлекали тогда педагогов, кроме того, что это будет экспериментальная площадка?

Конечно же, зарплатой. Она была немного выше мы доплачивали 15% за эксперимент.

Известно, что выпускники педагогических вузов сегодня не очень-то стремятся в школу. У вас есть молодые педагоги?

К нам идут.

На сегодняшний день у нас восемь молодых специалистов. Есть школы, которые отказывают студентам педуниверситета в прохождении практики. А мы не отказываем. Студенты к нам приходят практически со всех факультетов.

И не только из педуниверситета, но и из академии физической культуры. Наши учителя к ним присматриваются и лучших мы приглашаем к нам работать. Пока никто из тех выпускников, которые к нам пришли, нас не покинул. Четыре года тому назад у нас практику проходил химик, биолог Михаил Владимирович Лебедев. Я его увлек в науку, он поступил в аспирантуру, уверен, что перспективы у него хорошие.

Еще два молодых педагога занимаются научной деятельностью. Мы обязательно даем молодому специалисту наставника-стажиста, который ему во всем помогает. То есть выращиваем смену кропотливо, заботливо.

Особое доверие

Мужчина-педагог в европейских школах норма, потому что зарплаты высокие. Но ведь это важно, чтобы учительский коллектив состоял не только из женщин?

По собственному опыту скажу очень важно, чтобы в учительском коллективе были мужчины. Влияние мужчины на взросление ребенка незаменимо. Не только мальчики, но и девочки к учителю-мужчине относятся с особым доверием. Они охотно занимаются предметом, который преподает мужчина-педагог, с удовольствием записываются к нему на факультативные занятия. Думаю, когда-нибудь и наше государство это поймет.

Когда человек выстраивает собственную карьеру, семью, планирует свою жизнь, он, как правило, боится повторения тех проблем, через которые ему пришлось пройти в детстве. Чего не должно было повториться, когда вы решились создавать свою школу?

Мне было пять лет, когда умерла мама. Жилось в новой семье отца мне непросто. Когда пришел в школу, а учился я в Златоусте, то каждое утро моя первая учительница Евгения Александровна старалась меня приласкать, то конфетой угостит, то пирожком. Знала она, конечно, все мои проблемы. И вот то тепло, которое я получил от учительницы своей, натолкнуло меня на решение стать учителем.

Я хотел быть похожим на Евгению Александровну. И когда я создавал эту школу, то первой задачей ставил, чтобы она стала комфортной для каждого ребенка и чтобы здесь работали любящие детей педагоги.

Очень молодым, после педагогического училища, вы начали преподавать в начальной школе. Что тогда вам казалось главнее всего?

Я поступал после школы в пединститут, поступить-то поступил, а стипендии не дали. Жить мне было не на что, и я вернулся в Златоуст, поступил в педучилище. А после училища распределили меня в пятнадцатую школу Златоуста, дали первый класс. Тревоги в связи с этим были у меня большие, потому что в педучилище было мало практики. Помню, давал я открытый урок, проходили мы с ребятами букву «я».

И вот мой ученик читает слово «кипяток», надо это слово проговорить, а он вдруг произносит: «горячая вода». Прошу повторить, он снова проговаривает «горячая вода». Я так растерялся, не знал, как выйти из этой ситуации. То есть главной проблемой для меня тогда было отсутствие практики. Но дети и родители меня любили от этого не меньше.

Очень жалели, что меня взяли в армию.

В армии над вами не смеялись, что вы учитель начальных классов?

Нет, тогда к учителю относились с уважением. Больше удивлялись тому, что я не курю и пытались научить, но не получилось. Потому что в девятом классе я так «научился», что мне плохо стало, на следующий день даже в школу не смог пойти.

Эстетика и комфорт

Скажите, с чего начинается ваш лицей?

С культуры общения, с любви, со взаимопонимания. Принято считать, что в нашей школе учатся только дети бизнесменов. Нет, у нас учатся дети из семей с разным достатком и дети социальных работников, и бюджетников, 70-80 процентов детей из самых обычных семей. По сути дети находятся в школе целый день, и мы стараемся сделать этот день комфортным. Родители это видят и всегда нас поддерживают.

Вы, вероятно, обратили внимание, что в школе у нас очень чисто. Дети берегут школу. Лестничную площадку, к примеру, мы отремонтировали шесть лет назад, а кажется, будто недавно. Потому что ребята ценят красоту и уют. Не найдете вы у нас ни исписанных парт, ни испорченных подоконников.

Вы об этом говорите с детьми?

Обязательно. Для новичков проводим экскурсии по всей школе и просим сохранить ее такой же красивой и чистой.

А каким, на ваш взгляд, должен быть кабинет директора? Что должен испытывать ученик, входя в этот кабинет?

Тоже уютным и приветливым. В моем кабинете есть чем полюбоваться: здесь находятся все награды, которые заработаны нашими учениками. И я всегда демонстрирую ребятам заслуги их школьных товарищей это вызывает уважение и к школе, и к соученикам. А малыши, конечно же, сразу к аквариуму бегут, рыбок смотреть. В моем кабинете все себя чувствуют свободно.

Сейчас набираем первый класс, и вот мама привела своего сына знакомиться. Смотрю, он как будто скованно себя чувствует. Что такое? Оказалось, мальчишка в первый раз надел пиджак, потому что мама сказала, что в школу нужно будет ходить в пиджаке. (Смеется.

У вас особая форма одежды?

У нас есть лицейский значок, и этого достаточно. Каждый ребенок личность, и ему хочется в одежде тоже выразить свою индивидуальность. Есть положение, как должен одеваться лицеист, а остальное на усмотрение детей и родителей. Но одежда должна быть эстетичной, более строгой, чем вне школы. Ведь наряд диктует поведение человека.

В условиях эксперимента

Вы до сих пор остаетесь экспериментальной площадкой?

Статус лицея мы получили. Но эксперименты у нас продолжаются. Сейчас ведем эксперимент по музыкально-художественному образованию. В мае у нас будет, например, встреча со знаменитым скрипачом, который сегодня живет во Франции. С трудом, но мы этого добились.

Наши дети занимаются музыкой, хореографией, вокалом.

Экспериментальная площадка позволяет увеличивать бюджетные вложения в школу?

Нет. Но эксперимент позволяет сохранять полноту учебного плана. Новые стандарты сейчас поделят школы на автономные учреждения и казенные, мы для автономии не подходим, потому что не уложимся в бюджет и не сможем зарабатывать деньги. У нас, конечно, есть платные дополнительные услуги, но их немного подготовка к школе, спецкурсы. Поэтому мы пока будем занимать бюджетную нишу.

Это возможно отстоять интересы отдельно взятой школы в министерстве образования России?

Мы отстаиваем достигнутыми результатами. Я сторонник того, что не должно быть квот каких-то для детей по три человека от каждой школы на «Весеннюю капель», положим. Да почему три, если у нас пять таких талантливых, а завтра их может и вовсе не быть. Четыре года тому назад я отстаивал право самим формировать численность команд на олимпиады и отстоял. Мы недавно ездили на олимпиаду «Шаг в будущее» в университет имени Баумана.

Наша команда состояла из 20 человек, а от Челябинска было 18.

Можно сказать, что у вас сложились особые отношения с федеральным министерством?

Может быть, и так. Меня включают в комиссию по проведению российского конкурса «Учитель года», приглашают на большие конференции выступать то есть на виду, на слуху, поэтому, вероятно, и отношение несколько иное.

Вам нравятся сегодняшние инновации в области образования? К какому берегу они нас вынесут, на ваш взгляд?

Думаю, все будет нормально. Я своим студентам в академии физкультуры всегда задаю вопрос: почему, на ваш взгляд, в стране, где была единая государственная школа, появились вдруг лицеи, гимназии? Ведь всему есть причина. А причина одна общество изменилось, вышло на новый виток развития. К примеру, попытки перехода на индивидуальное профильное обучение были и в советской школе, но не увенчались успехом, потому что насаждались сверху, административно. Когда-то я работал вожатым в 40-ой школе, недалеко от завода «Калибр».

Как строилось трудовое обучение? Всех вели на завод «Калибр», к станкам. А знакомая моя работала в 63-ей школе, их всех на предильно-ткацкую фабрику отправляли. Подход был не индивидуальный, а территориальный. И когда появилась типология учебных заведений, которая позволила индивидуально воспитывать и обучать ребенка, сбылась та давняя мечта.

И вы стоите за то, что каждая школа должна обучать и гуманитариев, и естественников?

Когда я оформил лицей как многопрофильный, меня много ругали, не понимали. Выпал из стандартов. А вы знаете, сколько детей уходит из физико-математических лицеев после девятого класса? Это неправильно. Надо ребенку дать выбор в школе, которая стала ему родной за девять лет. Сомневаюсь я и в новых стандартах, которые придумали.

Как ребенок может выбрать предметы? А вдруг он через год почувствует, что не то выбрал?

Вы и здесь будете держать оборону?

Буду. Даже начиная предпрофильное обучение в восьмом классе, наши дети могут изменить свое решение не идет математика, можно попробовать себя в социально-экономическом направлении, например. Это же дети!

Учился у Караковского

Где вы проводите свой летний отпуск?

В школе. Наверное, только в России такая практика никто не станет разговаривать с завхозом, хотя это такой же заместитель директора школы, только по хозяйственной части, а все должен решить директор. Когда было время взаимозачетов, то я сам вел все переговоры, чтобы кирпич поменять на щебень с доставкой, а песок на парты... выстрою всю эту цепочку, а потом завхоз уже идет и документально все это доделывает. И поэтому в то время мне звонили из городского управления и говорили: Анатолий Германович, у нас остаются деньги, нас исполком убьет, реализуй эти деньги.

И я это делал. Во время взаимозачетов я все время был на бегу.

А почему звонили именно вам?

Потому что мы быстро и грамотно эти взаимозачеты проводили.

Вы ведете сегодня уроки в школе?

Нет, только веду одну группу в академии физической культуры, читаю курс по педагогике есть уже опыт, многое знаю, читаю много, в курсе всех новшеств, потому в школе мы проводим столько экспериментов. Черпаешь и привносишь в коллектив.

Вы наверняка прежде, чем принять решение о создании лицея, изучали авторские школы России. Какая из них вам наиболее близка?

Школа Караковского, где во главе стоит ученический актив, где большое внимание уделяется общению в ученическом коллективе, где прививается любовь к родителям, к семье. И только потом сосредоточиваются на академических дисциплинах. Я шел по этому пути.

Вы встречались с Караковским?

Конечно. И в Москве, и когда он приезжал в Челябинск. И учителей к нему в Москву своих направлял. Я многому у него учился и убедился в том, что он прав. Учебная деятельность требует умения выстраивать общение.

Тогда и успехи в учебе будут на порядок выше.

Светлана СИМАКОВА, специально для Cheldiplom.ru Cheldiplom.ru

http://cheldiplom.ru/charisma/382834-print.html

2014.05.20; 12:39 От rainshaper


Контекст


Комментариев пока нет


Сайт a-sec.ru призывает читателей писать отзывы, без грубостей и с соблюдением норм вежливости. Портал оставляет за собой право блокировать возможность оставлять комментарии, в случае проявления неуважения к порталу или другим читателям, а также нарушений Гражданского закона ЛР.

  Максимальное количество символов: 1200


'; var contentStringHeadCluster1 = '
' + 'МКАМ'+ '
'; var contentStringBody1 = '
'+ ''+ ''+ '
'; placemark1.properties.set("balloonContentHeader", contentStringHead1); placemark1.properties.set("balloonContentBody", contentStringBody1); placemark1.events.add("click", function (e) { }); mapmod_custom_content__0_1_map.geoObjects.add(placemark1); }; /*]]>*/

Адрес: 

109382, Москва, Люблинская ул. д. 56/2 

Приемная комиссия: +7 (903) 798-52-46, +7 (903) 968-39-28

Проезд: 

м. «Текстильщики» (последний вагон из центра), далее авт.29, 623, 650, 633, тр.50 до ост. «Краснодарская ул.»; 

м. «Марьино», далее авт. 623 до ост. «Краснодарская ул.»;

м. «Люблино» (последний вагон из центра), далее авт. 30 до ост. «Краснодарская ул.», марш. 528;

платформа «Депо» Курской ж.д., далее пешком


Электронная почта:    [email protected]Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Мы работаем с понедельника по пятницу с 9.00 до 17.00